пятница, 20 июля 2012 г.

2. Жало в плоти у апостола Павла. Эндрю Уоммак

Когда я учу, что воля Божья исцелить всех, кто-нибудь обязательно спросит: "А как же жало в плоти у Апостола Павла? Если Бог не исцелил Павла, то кто мы такие, чтобы Он исцелил нас?”

На прошлой кассете мы разобрались с вопросом о том, что исцеление - часть искупления Христа. Мы пытались показать вам, что исцеление не отделено от спасения. Греческое слово созо более 100 раз в Новом Завете использовано как спасение. Оно также переводится, как исцелен и спасен в отношении к физическому исцелению больных.

Бог никогда не имел в виду разбивать совершённое Иисусом Христом на элементы, когда говорится: "Мы примем прощение грехов, но отвергнем исцеление, процветание и избавление”. Нет, всё, совершённое Иисусом Христом является неразрывным целым. Церковь поступает неправильно, представляя исцеление побочным преимуществом, которое может быть, но не является частью нашего спасения, и будто бы оно зависит только от Бога, решит ли Он исцелить или нет. Божья воля исцелить вас настолько же сильна, как и Его воля простить вас. Бог хочет, чтобы вы сопротивлялись болезни настолько же сильно, как сопротивляетесь греху.

Это сильные утверждения.



Я много размышлял над тем, зачем людям бороться против исцеления. Казалось бы, повсеместное универсальное желание быть здоровыми. В этом можно убедиться, просто взглянув на усилия, затрачиваемые людьми в попытках добиться, чтобы их организм стал здоровым.

Они тратят невообразимое количество денег на врачей, операции и лекарства. Я видел рекламу по телевидению, где говорилось об ужасных побочных эффектах от лекарства, и подумал: "Лучше оставаться больным, чем страдать от таких побочных эффектов!”. Но люди мирятся с ужасными побочными эффектами! Они принимают химиотерапию и радиацию, которые приводят к выпадению волос; принимают лекарства, от которых они опухают; они решаются удалить части своего тела в стремлении выжить! Такие явления распространены повсеместно. Никто не любит болеть.

Даже ипохондрики не любят болеть. Они могут бояться болезней, этот страх вовлекает их в недуг и они становятся одержимы вопросами здоровья, но они не любят болеть. Люди повсеместно терпеть не могут болезни. Думаю, так происходит потому, что Бог создал человека не для того, чтобы он умер. Смерть избрал человек. Бог этого не избирал. Бог изначально имел в виду для нас жить вечно.

Я читал медицинские материалы, показывавшие способность организма к самоисцелению, он сам себя чинит. Работники здравоохранения не могут понять, почему человек не живет вечно. Конечно, существуют агрессивные вирусы и микробы, но способность бороться с ними налицо. Я верю, Божьим изначальным планом для нас было никогда не болеть. Болезнь - это наш выбор.

Внутри каждого человека заложено Богом данное желание к здоровью. Люди не любят болеть. Бог этого не любит. Почему же тогда некоторые люди возражают и борются против того, что Бог - Целитель? Они даже заявляют, что вы от дьявола, если верите, что Бог в наши дни исцеляет людей. Почему кто-то так говорит в то время, когда здоровье - всеобщая повсеместная нужда, все хотят быть здоровы? Зачем мы приписываем Богу что-либо подобное?

Существует еще и другое, более слабое проявление того же самого отношения. Его сторонники могут не говорить, что вы от дьявола, если вы верите в исцеление или возлагаете руки на больных, но они определенно заявляют: нет Божьей воли на исцеление каждого. Почему они говорят так?

На первой кассете я уже доказал, что исцеление является частью искупления Христа. Бог обеспечил исцеление нашего организма в такой же степени, как Он обеспечил для нас прощение грехов. Если это настолько очевидно из Писания, почему люди противятся исцелению?

Имеются множественные причины. Одна из них - неправильное учение. Мы пристрастны и предубеждены из-за ложного учения. Но почему люди учат этому? Почему люди учат против исцеления?

Это будет, по-видимому, упрощенный ответ, и кое-кто может посчитать меня вредным или агрессивным. Но у меня вовсе нет такого намерения. Моя цель - снять шоры, осведомить и просветить. Убежден, что главная причина сопротивления людей исцелению, непризнания его частью искупления Христа и наличия Божьей воли исцелить всякого каждый раз, такова: так верить удобно, это увертка. Возможно, это слишком простой ответ. Возможно, есть искренние люди, которых неправильно научили, или к этому привели другие причины. Но основной момент, почему люди учат против исцеления, - потому что это увертка, отговорка. Ведь эта истина возлагает на нас ответственность.

Бог обеспечил для нас исцеление. Мы можем видеть, что не все исцеляются. Поэтому сразу же возникает вопрос: если Божья воля исцелить, если Бог хочет, чтобы ты был здоров, то почему же ты болен? Значит, нам следует принять некую меру ответственности. Я буду заниматься этим вопросом в этой серии позже, когда речь пойдет о том, почему не все исцелены. Это будет следующая, 3-я часть нашей серии (”Почему не все люди исцеляются").

Нам следует принять определенную меру ответственности. В попытке избегнуть ответственности и вины мы просто говорим: "Видимо, нет воли Божьей”. Но это неправда.

Люди скажут: "Если Бог хочет исцелить людей, то они исцелятся независимо от того, молился ли я за них или нет”. Неверно. Посмотрите на прощение грехов. Во 2 Послании Петра 3:9 Библия совершенно ясно говорит: "9 Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию”. Нельзя выразиться более однозначно.

Божья воля - чтобы все люди спаслись. Но не все спасены. Христос пророчествовал, что больше людей идут широкими вратами к погибели, чем узким путем к жизни вечной1. Так что Божья воля в отношении спасения не осуществляется сама собой. Почему? Разве Бог не хочет, чтобы кто-то спасся?

Нет, здесь говорится, что Он хочет, "чтобы все пришли к покаянию”, к познанию Бога. Не Божья воля, чтобы мы гибли и отправлялись в ад, но Он дал нам свободу. Люди идут в ад, потому что отвергают Божий выбор. Некоторые отвергли его явно, открыто, бунтуя против Бога, некоторые отвергли, восприняв неверное учение, потому что верят в свое членство в церкви, в свои хорошие дела. Они обмануты, но тем не менее их выбор приводит к тому, что они упускают вечную жизнь. Бог не хочет, чтобы ни единый человек отправился в ад. И Бог не хочет, чтобы ни единый человек болел. Но разве нет больных? Конечно, есть. Потому что одни люди живут в полном неповиновении Богу и Его пути и пожинают, что посеяли. Другие желают исцеления и все-таки терпят неудачу, не понимая всего правильно. Точно так же, как ряд людей верят, что если быть хорошим человеком, или посещать церковь, или креститься в младенчестве, то эти вещи для них обеспечат спасение. Они могут быть искренними. Но они искренне неправы. Это заблуждения.

Так что нет Божьей воли на то, чтобы люди погибли; также нет Божьей воли на то, чтобы люди болели. Люди болеют и гибнут не потому, что Бог желает этого, а потому что они не понимают. Нам нужно принять факт, что когда люди гибнут, это наша неудача, а не Божья. И также, когда люди болеют и не исцеляются - тоже наша неудача.

Непринятие этой ответственности лежит в корне борьбы людей против исцеления. Они не хотят взять на себя эту ответственность. Они не хотят повернуться лицом к такому факту: ребенок, любимый, близкий человек умирает, а мы могли что-то сделать. "То есть Вы говорите, что это по моей вине любимый человек страдал от болезни или умер?”. Я не говорю, что это непосредственная ваша вина. В некоторых случаях так может быть. Но это грех, развративший мир.

Грех привел к появлению микробов и вирусов, грибков и инфекций. Эти вещи никогда не входили в изначальный Божий план для человечества. Это извращение природы. И произошли они из-за греха… Всегда каждый из нас в состоянии что-то сделать для преодоления этого извращения и обретения здоровья.

В церкви, где я был пастором в начале 70-х годов, где-то году в 1973-74, у одной женщины был ребенок с врожденным пороком. Это случилось потому, что она была очень маленькая. Ранее она жила в Гватемале. По дороге в больницу она родила этого ребенка, ребенок родился с родовой травмой, приведшей к повреждению мозга. У него имелся недостаток иммунитета. Врач сказал, что если ребенок когда-нибудь простудится, то умрет, и медицина не сможет ничем ему помочь. Они даже не ожидали, что он выживет.

Когда я встретил этих людей, ребенку было 4 года. Он простудился. Я молился над ним о его исцелении. Но ребенок умер у меня на руках. Мы с его родителями молились Господу о воскресении его из мертвых. Несколько часов мы провели в молитве. Мы делали все, что я только знал. В конце концов приехала полиция. Единственная причина, по которой нас не отправили в тюрьму: у родителей имелся медицинский документ, в котором говорилось, что если ребенок заразится, то его нужно держать дома, так как медицина ничем не сможет ему помочь. Из-за этого нас отпустили.

Это была трагическая ситуация. Родители попросили меня провести похороны. Во время похорон я стремился найти возможность утешить родителей. Я сам тоже нуждался в утешении. Я принял эту ситуацию близко к сердцу. Уверяю вас, было бы утешительно сказать: "Я вложил все, что мог. И вы сделали все, что могли”. Эти люди скорбели. И ничего хорошего не принесло бы, если бы я стал указывать на них пальцем и говорить: "Это ваша вина”. Если бы я сказал: "Пути Господни неисповедимы. Наверное, такова воля Божья”, это принесло бы им какое-то утешение.

Было бы утешительно воспользоваться кое-какими из расхожих штампов, которыми постоянно пользуется религия. Но мне нужно было быть честным по отношению к Писанию. И мне пришлось сказать этим родителям: "Я не верю, что это была Божья воля. Бог не убивал вашего сына. Это сатана похитил его жизнь”. Я утешил их тем, что даже если сатана выиграл битву, то не выиграл войну. Я привел им 12 главу из 2-й Книги Царств и другие места. Я вселил в них надежду, что ребенок умер в Господе.

Но почему это случилось? Я им сказал: "Это либо моя вина, либо ваша, или наша общая вина, мы чего-то не понимаем. Я не знаю, что это, но уверяю вас, это не Бог”. Такие слова звучали не настолько успокаивающе, как если бы я сказал: "Пути Господни неисповедимы. Бог позволил, чтобы это случилось. Он это сделал по какой-то причине”. Это могло бы дать кратковременное утешение, но Библия говорит:

    «и познаете истину, и истина сделает вас свободными” (Иоанна 8:32).

Божье Слово - истина. И в Слове я не мог найти примеров, где бы Христос сделал кого-то больным. Этому всему мы учили на первой кассете. Мне пришлось сказать им: "Я не знаю, в чем проблема, но это не Бог. Сатана побил нас. Он выиграл битву, но проиграл войну”. По той причине, что я сказал этим людям правду, они молились, искали Бога, и Бог открыл им кое-какие вещи. Они поняли, что позволили страху войти в их сердца, и страх удерживал их от получения чуда, в котором они нуждались. Но так как они узнали истину, они покаялись и смогли преодолеть этот страх.

Доктор сказал этой женщине, что причина, по которой ребенок родился с уродством - ее маленькие габариты, и ей следовало бы делать кесарево сечение. Врачи запрещали ей иметь детей, потому что она такая миниатюрная. А если она забеременеет, то единственный путь - кесарево сечение, но, вероятнее всего, она потеряет ребенка и свою жизнь. Они ее уговаривали больше не иметь детей. Это было в начале 70-х годов. С тех пор она родила троих или четверых детей. Она прислала мне фотографии всех своих детей, которые закончили школу и учились в институте. У нее были естественные роды дома без никакой медицинской помощи, ведь она знала, что ни один врач, посмотрев ее карточку, не согласится ей помочь. Она просто верила Богу. И вместо того, чтобы остаться бездетной и прожить всю жизнь с горечью в сердце, удивляясь, почему Бог это сделал, она поняла, что Бог - не автор болезней и травм. Она познала истину. Истина сделала ее свободной. И она смогла иметь детей.

Уверяю вас, я понимаю, почему люди хотят говорить: "Наверное, такова воля Божья”. Потому что мы тогда выглядим хорошо. Такой поворот не делает нас неудачниками. Но это увертка, легкий выход. Я понимаю это. Я тоже испытывал искушение воспользоваться таким же выходом. Но, говорю вам, не Бог делает людей больными. Не Бог неспособен исцелить людей. Это мы неспособны принять исцеление.

У меня есть альбом из 6 кассет на эту тему под названием "У вас уже это есть". Содержание этого альбома применимо ко всей христианской жизни. Там я использую много примеров из сферы исцеления и много истин об исцелении для доказательства того факта, что Бог уже исцелил нас. Проблема не в том, чтобы Бог предоставил исцеление, а в том, чтобы мы приняли Его исцеление верой. И этот альбом из 6 кассет "У вас уже это есть” подкрепляет то, о чем мы здесь говорили.

А теперь речь пойдет о "жале в плоти” у Апостола Павла.

Это наша вторая аудиокассета из серии "Бог хочет, чтобы вы были здоровы”2. В ней речь пойдет о жале в плоти, упоминаемом Апостолом Павлом. Эта тема постоянно всплывает всякий раз, когда я учу об исцелении организма. Кто-нибудь обязательно спросит: "А как же "жало в плоти” у Апостола Павла? Бог дал Павлу жало в плоть, Бог сделал его больным. Павел пытался верить в исцеление и не исцелился. А он был великий человек Божий. Если Бог не исцелил Павла, то кто мы такие полагать, что Он исцелит нас?”.

Это неверное истолкование жала в плоти у Павла. Писание не говорит, что жало в плоти у Павла было болезнью. Такое истолкование в Библии найти невозможно. Можно услышать, как люди говорят об этом, но Писание этому не учит.

Давайте откроем это место, 2 Послание к Коринфянам, главу 12. Павел заводит разговор об обилии полученных им откровений и т.д. Затем в стихе 7 и далее он говорит:

    "7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. 8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. 9 Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. 10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен”.

Я слышал два истолкования этого отрывка, согласующихся с истиной о том, что не Бог возлагает на вас болезни.

Первое истолкование: многие уважаемые мной люди говорят, что Павлово жало было болезнью, и Бог говорил Павлу: "У тебя достаточно Моей благодати”. Это не значит, что Павел должен был мириться с ним. Это значит вот что: "Павел, у тебя уже есть Моя сила. У тебя достаточно Моей благодати, у тебя есть Моя благодать, Моя сила! Сопротивляйся болезни и преодолей ее!” Но эти люди считают, что Павел, пытаясь исцелиться, потерпел неудачу: Бог дал ему благодать для преодоления, но он не воспользовался ею.

Если интерпретировать этот отрывок подобным образом, то получается, Бог предоставил силу в наше распоряжение, но мы не всегда ею пользуемся. Я согласен, это верно, что Бог дал нам способность преодолеть болезнь, но не все ее используют. И это не означает, что они - ужасные люди или неудачники. Никто из нас не понимает всего в совершенстве. Так что я могу принять такое толкование.

Однако, хочу предоставить вам другой подход. Я молился об этом и верю, что Бог сообщил мне обо всем этом следующее.

Прежде всего, в главе 12, в стихе 7 Павел говорит:

    "7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня”.

Он очень ясно сказал: это был ангел сатаны. Он не сказал, что жало было от Бога; он сказал, что оно было от дьявола. И все же люди упорно твердят, что Бог дал это жало Павлу! Но Павел написал очень ясно, и его слова что-то значат! Он сказал, что это был ангел, посланник сатаны. Это был бесовский дух, падший ангел, который удручал Павла.

Причина, по которой люди считают, что Бог дал Павлу это жало, такова. В этом стихе говорится, что жало появилось в результате обилия полученных Апостолом Павлом откровений, чтобы он не превозносился, не заносился чрезмерно. Поэтому люди автоматически полагают, что жало в плоти удерживало Павла в смирении. Смирение связывают с Богом. Смирение - хорошая вещь. Поэтому они делают вывод, что всё, смирявшее Павла, должно быть от Бога.

Но, знаете ли, существует Божий тип превознесения или возвышения. Во многих местах Писания, в Ветхом и в Новом Завете, например, в 1 Послание Петра 5:6, говорится:

    "6 Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время”.

Во многих других местах Библии говорится о том, чтобы хорошо быть (пре)вознесенным, приподнятым, (пре)возноситься и (при)подниматься3. Об это и пишет Павел. Он сказал: "Чтобы я не превозносился". Не думаю, что "превозносился” относится к гордости. Некоторые люди приписывают Павлу проблему гордости и высокомерия, поэтому якобы Бог дал ему жало в плоть, чтобы сломать его гордость и смирить его.

Прежде всего, это не Божий принцип. Библия говорит: "смиритесь”4, то есть смирите себя сами. Когда кто-то делает это с вами, то это не смирение, а унижение. Смирение нельзя навязать человеку силой. Оно должно исходить изнутри и проявляться внешне. Уверен, что здесь речь идет о том, что Павел был прославлен. Куда бы он ни ходил, он видел воскрешение мертвых, открытие глаз у слепых, он видел чудеса. Говорится:

    "6 эти всесветные возмутители5 пришли и сюда".

Павел был вознесен, столько силы и помазания было на его жизни, что это привлекало людей к Господу. Люди говорили: "Я хочу быть таким, как Павел, я хочу быть способным побеждать”.

Павла и его спутников посадили в тюрьму, но случается землетрясение, и они свободны. Не раз, когда приключалась беда, Павел видел, как Бог обращал ее ему во благо. Люди видели это и говорили: "Я хочу такую же силу в моей жизни”. Сатана понимал: Павел привлекает столь многих людей к Господу, ходит в полной победе, так что дьявол захотел унизить его. Он хотел причинить ему вред, остановить его, чтобы Павел перестал быть превознесенным. Вот о чем здесь говорится: "чтобы он не превозносился чрезвычайностью откровений”, сатана послал ему жало в плоть. Это абсолютно ясно, что жало исходило от дьявола, а не от Бога.

Небольшое примечание. Любому, пытающемуся заявить, что он, как и Апостол Павел, имеет болезнь, являющуюся для него жалом в плоти и с которой он должен мириться, нужно помнить, что жало у Павла появилось из-за обильных, чрезвычайных откровений. Апостол Павел написал половину Нового Завета. И жало появилось у него по причине его чрезвычайных откровений. Появилось оно от сатаны, не от Бога, но все-таки появилось только потому, что у него имелись такие чрезвычайные откровения. Поэтому любой человек, у которого нет таких чрезвычайных откровений, как у Павла, не должен прятаться за жалом в плоть. Я встречал наркоманов, алкоголиков, людей, живущих в блуде, в прелюбодеянии, в разных других грехах, и когда я говорил о том, что Бог может исцелить их, они отвечали: "У меня жало в плоти, как у Апостола Павла”. У них даже нет отношений с Богом, а они заявляют о наличии у себя павлового жала в плоти! Вам надо выбраться из-под этого прикрытия. Вам надо перестать прятаться за этой ширмой, за этим жалом в плоти, разве только у вас имеется столько откровений от Бога, что вы сможете написать половину Нового Завета!

Фактически, если учесть это предварительное условие, из-за которого жало появилось в плоти у Павла, то большинство людей откажутся от данного аргумента для оправдания своих болезней и скажут: "Не знаю, что случилось с Павлом, но у меня другая проблема”.

Давайте продолжим анализ отрывка. Здесь говорится: "Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня". Причина, по которой люди думают, что жало является болезнью, такова. В этом отрывке дважды использовано слово "немощи”. В стихе 9 Христос сказал Павлу:

    "9 Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”.
Потом в том же стихе Павел говорит:

    "9 И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова”.
А в стихе 10:

    "10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен”.

Слово "немощи” сегодня практически повсеместно используется по отношению к какому-либо виду болезни. Слово "немощи” почти исключительно применяется по отношению к болезням. Но во времена написания Библии слово "немощь” не ограничивалось только болезнью. Фактически, мы можем увидеть библейские примеры использования слова "немощи” по отношению не только к болезням, но и к другим вещам. В Послание к Римлянам 8:26 Писание говорит:

    "26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными”.

Здесь написано, что мы находимся в немощах и объясняется, что собой представляет немощь - наше незнание, о чем и как следует молиться.

Если посмотреть значение слова "немощь” в словарях, то мы увидим, что оно также означает слабость, неадекватность6. И в таком смысле оно использовано в Римлянам 8:26: незнание того, о чем и как следует молиться. Поэтому, когда Павел говорит: "9 Но я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами", мы полагаем, что речь идет о заболевании. Но если посмотреть на контекст этого отрывка, то мы увидим, что здесь речь идет не о болезни.

Нужно иметь в виду, что люди для удобства разделили текст Писания на главы, и в этом нет ничего неправильного. Поэтому письмо Павла, называемое Вторым Посланием к Коринфянам, представляло собой неразрывный целостный текст, не разбитый на главы. И в том, что мы называем 11-й главой 2-го Послания к Коринфянам, Павел говорил о немощах. Он сказал во 2 Коринфянам 11:30:

    "30 Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею”.

Здесь он использует то же самое слово "немощь” и объясняет, что же именно он называет или считает немощью. Послушайте его перечень немощей.

Во 2 Послании к Коринфянам 11:23 Павел говорит:

    "23 Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах…”

Он перечисляет то, что считает немощами, ведь всего несколькими стихами позже он подведет итог всему написанному выше:

    "Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться этими немощами моими”7.
Вот что он считает немощами: "23 Я гораздо более [был] в трудах…” Иначе говоря, тяжелая работа - это немощь; она повлекла за собой стресс, проблемы в жизни, и Павел ослабел. "23…Безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. 24 От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного...” то есть пять раз его избивали, отвесив по 39 ударов, "25 три раза меня били палками…”. Человека били чем-то наподобие железного прута, перебивали все кости на ногах, "25 однажды камнями побивали...” В Деяниях 15 его побили камнями так, что он, по-видимому, умер (мы вернемся к этому немного погодя).

    "25… Три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]; 26 много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, 27 в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. 28 Кроме посторонних [приключений], у меня ежедневно стечение [людей], забота о всех церквах. 29 Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? 30 Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею”.

Все эти вещи, перечисленные Павлом, говорят об испытаниях, преследованиях и лишениях, перенесенных им ради дела Христова. Поэтому он и упомянул о невзгодах и лишениях. А после того, как он сообщил о пережитых лишениях и невзгодах, всего 8 стихов спустя он говорит:

    "30 Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею”8.
Если взять этот стих в контексте, то "немощи” в нем относятся к лишениям и невзгодам, перенесенных Павлом за Евангелие. Такое понимание согласуется с одним из значений слова "немощи”. Поэтому неправильно истолковывать "немощи” как болезни. Контекст ясно показывает, как и в Послании к Римлянам 8:26, что слово "немощи” используется по отношению к недостатку понимания о том, что нужно делать. То есть здесь говорится о "жале в плоти” Павла как ангеле сатаны. В этом стихе не уточняется, что именно это было. Причина, по которой люди поспешно относят жало к болезням, заключается в слове "немощи”. Я продемонстрировал вам, что в контексте слово "немощи” использовано в другом значении.

В стихе 10 это очень очевидно:

    "10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа”9.

Здесь перечисляются 5 вещей. Первая - немощи, о которых некоторые люди могут посчитать их относящимися к физическим заболеваниям. Действительно, иногда это слово используется в таком значении. Но 4 остальные слова в этом ряду - "10 обиды, нужды, гонения, притеснения за Христа". Каждое из этих слов очень ясно показывает, что речь здесь идет не о какой-то физической болезни, но о лишениях или гонениях, которым подвергся Апостол. Поэтому, если взять слово "немощи” и использовать его в контексте, относя к лишениям и гонениям, то стих 10 будет согласовываться с таким пониманием.

Следовательно, слово "немощи” относится к лишениям, трудностям и невзгодам, потому что остальные 4 слова из 5 относятся к ним: обиды - это невзгоды, нужды - это трудности, когда приходится обходиться без чего-то, гонения - это невзгоды, притеснения за Христа - тоже невзгоды. Все будет согласовано, если понимать "немощи” как невзгоды. А если "немощь” относить к болезням, то тогда такое понимание не согласуется со всем остальным, описанным Павлом в этом отрывке. Я уверен, что слово "немощи” относится к трудностям, которые он перетерпел ради Господа.

Другой аспект, свидетельствующий, что немощи не являются физическим заболеванием, это оборот "жало в плоть”. Многие из нас не знают Библию так, как следует, но Павел писал иудеям. Для иудеев было ясно, что в ранних книгах Ветхого Завета встречается то же самое выражение10. Например, в Книге Чисел 33:55 Моисей говорил:

    "55 Если же вы не прогоните от себя жителей земли, то оставшиеся из них будут тернами для глаз ваших и иглами для боков ваших и будут теснить вас на земле, в которой вы будете жить”.

Он говорил о людях, которые станут преследовать, развращать и портить израильтян, если последние оставят их в живых.

В Книге Иисуса Навина, в главе 23, стихе 13 сказано:

    "13 То знайте, что Господь Бог ваш не будет уже прогонять от вас народы сии, но они будут для вас петлею и сетью, бичом для ребр ваших и терном для глаз ваших, доколе не будете истреблены с сей доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш”.

За их непослушание Бог исполнил пророчество, данное им через Моисея, описанное в Числах 33:55. Речь шла о людях, которые будут "55 бичом для ребер ваших и терном для глаз ваших". Так что принимавшие весть Павла знали об этой терминологии. Иначе говоря, когда он говорил, что у него было "жало11 в плоти”, они мгновенно связывали эти слова с образами из Чисел 33:55 и Иисуса Навина 23:13, а эти образы относились к людям.

Во 2 Послании к Коринфянам 12:7 говорится, что ангел сатаны возбуждал гонения против Павла повсюду, куда он ни ходил. Павел упоминал об этом во 2 Послании к Коринфянам 4. Такое впечатление, что он и его спутники подвергались преследованиям, как никто другой. Люди, которым они служили, получали благословения, но сам Павел был гоним и преследуем. Иначе говоря, Павел упоминает о своих лишениях и невзгодах, о пережитых им гонениях. Я верю, что это было дело рук ангела сатаны, демона, который давал ему двойную дозу гонений.

Причина, стоящая за этим такова: люди видели, как Павел ходил победоносно, но у него также было больше преследований. Против него боролись, его отвергали, избивали, он перенес кораблекрушения, его побивали камнями, его заключали в тюрьмы. Сатана использовал оппозицию против Павла. И хотя в его служении проявлялась сила Божия, но Павел платил дорогую цену.

Гонения могли удерживать людей от христианства. Сатана использовал преследования, чтобы отвращать людей от Бога. Глядя на Павла, люди могли верить в истинность благой вести, но могли при этом думать: "Я не хочу так страдать, как Павел”. Поэтому Павел просил Бога трижды убрать это терние или жало в его плоти, этого сатанинского ангела, возбуждавшего гонения через посредство людей. Вот что за жало это было в соответствии с ветхозаветной терминологией.

Павел просил Христа трижды, а Господь ответил: "9 Довольно для тебя благодати Моей". Эти слова относятся вот к чему: мы искуплены от болезней, но мы не искуплены от преследований и гонений. Позднее по 2 Послании к Тимофею 3:12 Павел сказал:

    "12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы”.

Не думаю, что в то время, когда Павел просил об избавлении во 2 Послании к Коринфянам 12, у него уже имелось полное откровение в этой области. Речь здесь шла не о том, что Павел не смог получить от Бога предоставленное Ему им здоровье, но Павел желал воли Божьей о себе так сильно, хотел самого высшего, самой большой награды (как об этом говорится в Филиппийцам 3), что даже хотел освободиться от преследований. Он пытался остановить гонения. Наконец Господь сказал ему: "Павел, ты не искуплен от преследований, но я даю Тебе Мою благодать для того, чтобы ты смог с ними жить”.

Подумайте, если бы Бог искупил нас от преследований, если бы Он остановил все преследования и гонения на нас, то Апостола Павла никогда не было бы! Потому что сам Павел был гонителем, преследователем церкви, участвовал в побитии камнями Стефана насмерть в Деяниях Апостолов 7. Если бы Бог положил конец всем преследователями, то апостол Павел никогда не появился бы на сцене. Бог никогда не останавливает преследования, но Он показывает людям: если мы продолжаем свой путь в любви и подставляем обидчикам другую щеку, продолжаем любить Бога, несмотря на угрозы, то это выступает как свидетельство, которое использует Бог. Итак, мы не искуплены от преследований, но мы искуплены от болезней.

У Павла, на мой взгляд, не было никакой болезни (как учат некоторые люди), от которой Бог будто бы не хотел его исцелить. И отсюда они делают вывод, что нам не следует ожидать исцеления от всех недугов. Нет, это неправда. Его жалом в плоть была не болезнь.

Некоторые люди говорят: "Посмотрите на Послание к Галатам 4, где говорится, что у Павла была какая-то болезнь глаз”. И я слыхал, как кое-какие богословы теоретизируют о наличии у Павла древней арамейской болезни, признаками которой являются слезящиеся распухшие глаза, и о его постоянных проблемах с глазами.

Они пытаются подтвердить свое предположение отрывком из Послания к Галатам 4:12-15:

    "12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня: 13 знаете, что, [хотя] я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, 14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались [им], а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. 15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне”.

Здесь в стихе 13 Павел говорит: "13 знаете, что, [хотя] я в немощи плоти…”. Здесь опять-таки та же терминология - "немощи”, но он уточняет, что на этот раз это была немощь плоти. Иначе говоря, в этом случае, я считаю, "немощь” не относится ни к недостатку понимания, ни к испытаниям и невзгодам. Но здесь буквально говорится о какой-то физической проблеме, так как Павел упоминает о "немощи плоти”, он конкретно указывает на это. И в следующем стихе встречается то же самое выражение. Тогда некоторые говорят: "Видите, здесь у него была немощь!” Да, у него была проблема. Но, обратите внимание, он говорит: я "благовествовал вам в первый раз12” в этой немощи в плоти, тем самым давая понять, что это не было что-то долговременное, от чего Бог не хотел его исцелить. То есть это было что-то временное, преходящее.

Далее в стихе 15 он продолжает:

    "15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне".

Некоторые люди говорят: "Видите, он говорит о том, что его беспокоили глаза, немощь плоти” и теоретизируют о болезни, при которой слезятся и краснеют глаза и от которой он страдал на протяжение всей своей жизни.

Это очень жиденькое основание для такой интерпретации. Если вы проглотите этот аргумент, то, уверяю вас, тогда вы сможете выкрутить Библию так, что она будет говорить все, что пожелаете. В Писании приводится намного более точное истолкование.

Возьмем Книгу Деяний 14, где Павел проповедовал в Листре и Дервии, когда люди поверили было, что он бог. Деяния Апостолов 14:11-12:

    «11 Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. 12 И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове”.

Павел и Варнава остановили поклонение и принесение им жертв. Тогда люди разозлились на них.

    "19 из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда [Апостолы] смело проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим. 20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию”.

Здесь описывается, как Павла побили камнями до смерти. Он об этом говорит во 2 Послании к Коринфянам 11. Лично я считаю (это мое мнение), что он умер. Если он и не умер, то был настолько близок к смерти, что люди, которые пытались его убить, "19 почитали его умершим” (Деяния 14:19). Он был либо мертв, либо очень близок к смерти. Стих 20:

    "20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию”.
Это путешествие из Листры в Дервию было длительным. Как-то я подсчитывал и определил: оно составляло многие мили, что-то порядка 15-20 миль (27-35 км), которые он прошел пешком, и на следующий день проповедовал там. Знаете, где находятся Икония, Листра и Дервия? Это города в области, называемой Галатией. И это люди, к которым Павел обращается в Послании к Галатам, в главе 4. Он им сказал: "в первый раз13 вы пожалели меня из-за немощи плоти, которая у меня имелась, так что вы были готовы отдать мне свои глаза”14.

Он говорит здесь о своей немощи, как о какой-то проблеме с глазами, вместо того, чтобы брать с потолка какую-то древнюю болезнь, проявляющуюся в распухших слезящихся глазах… Если вы честны по отношению к Писанию, то вы увидите, что это в точности тот же период времени, когда его побили камнями до смерти и оставили или при смерти, или мертвыми. Но менее чем через день после того, как он был настолько близок смерти, что пытавшиеся его убить приняли его за мертвого, он отправился проповедовать. Разве трудно догадаться, что его глаза болели, потому что его побили камнями до смерти за день до этого? Нужно было время, чтобы придти в себя и оправиться от ран. И он сказал, что так было только поначалу15.

Намного более точным будет сравнение одного библейского места с другим. Мы тогда скажем, что если даже у него и имелась проблема с глазами, то только потому, что его избили до смерти за день до этого и его тело еще не исцелилось. Также вероятно, что слова "15 если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне", Павел мог использовать фигурально таким же образом, как мы говорим: "даю руку на отсечение”. Значит ли это, что у другого человека повреждена или больна рука? Нет, это просто идиоматический оборот, выражающий идею нашей готовности пожертвовать чем угодно16. Поэтому Павел мог использовать эти слова таким образом, когда говорил:

    "15 если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне”.
У него вообще могли не болеть глаза. Это могло быть просто фигуральное выражение. Если понимать эти слова буквально, и у него была проблема с глазами, то он, вероятно, указывал на то, что его глаза пострадали во время физического нападения на него за день до этого. И это повреждение было только временное. Совершенно очевидно из 13 стиха: эта немощь плоти у него имелась только сначала (”в первый раз”)…

Такие аргументы называются "отцеживание комара и проглатывание верблюда!”17.Люди, использующие эти отрывки для приписывания Павлу глазной болезни, нарушают правила истолкования Библии. Они берут некоторые ссылки и интерпретируют их, как хотят. Если у Павла и была какая-то проблема с глазами в Послании к Галатам 4, то это потому, что за сутки до этого его избили до смерти камнями. И такое состояние было лишь временным. Я не вижу никакой связи между сообщенным Павлом галатам в главе 4 и коринфянам в 12-й главе о жале в плоти. Если вы примите мои объяснения насчет жала в плоти, то приведенные мной аргументы опровергают предположение о том, что жало относится к болезни. Павел имел в виду сатанинского ангела, инициировавшего гонения. А мы не искуплены от гонений. Все очень просто.

Я много размышлял над этим, слышал многих людей, высказывавшихся на эту тему, и приведенное выше истолкование более прямо и честно, более согласуется с Писанием, чем другие интерпретации. Думаю, люди держатся за жало в плоти Павла и хотят считать его болезнью из-за избегания. Это удобная теология для избежания ответственности. Вам тогда не надо трудиться, вы можете жить по-плотски, можно не искать Бога. Вы помолились и если человек не исцелился, то вы говорите: "Наверное, это как жало у Павла в плоти, значит, Бог хочет, чтобы вы несли эту болезнь”. Это снятие с себя ответственности.

Истина в том, что Бог хочет исцелить всякого, но ему нужны люди, которые бы действовали в вере, с силой, взяли бы эту силу и применили бы ее в жизни этих больных людей. Такой подход возлагает на нас ответственность. А мы становимся мастерами по снятию с себя ответственности.

Вот другой фрагмент Писания, используемый, как я слышал, для опровержения истины о том, что ВСЕГДА ВОЛЯ БОЖЬЯ ИСЦЕЛИТЬ ЧЕЛОВЕКА. 1 Послании к Тимофею 5:23. Павел обращается к Тимофею, своему сыну в вере:

    "23 Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов”.

Я слышал, как люди учат, что у Тимофея была хроническая болезнь, от которой он никогда не исцелился, поэтому если Тимофей, правая рука Павла, не смог исцелиться, то тогда нет Божьей воли на исцеление всех нас.

Снова-таки, это один стих в Писании, единственный стих в Новом Завете, сообщающий о Тимофее, что он пил немного вина ради своего желудка. Нигде нет никакого подобного стиха для сопоставления с ним. Поэтому все, что бы ни говорилось об этом, будет только предположением или догадкой. Люди предполагают наличие у Тимофея хронической болезни, от которой он не исцелился, и поэтому верят, что этот стих будто бы доказывает, что Бог не хочет исцелить каждого. А это неправильное, нечестное истолкование библейского стиха. Если же вы хотите предполагать что-то, то вот еще одно предположение, более точное, и с которым можно легче согласиться. Здесь ясно, что какая бы ни была у него болезнь, это была проблема с желудком, связанная с водой.

Что случается, когда кто-то едет в другую страну и пьет там местную воду? Если вы поедете, например, в Мексику, то многие люди там страдают желудком из-за нехорошей воды. Я лично пережил это на своем собственном опыте. Многие люди, которые со мной отправлялись в миссионерские путешествия за рубеж, заболевали из-за питья воды. Многие могли переживать такое явление, когда вода просто загрязнена. И нередко лучше пить что-то другое помимо воды. Павел говорит Тимофею: "Перестань пить воду18, потому что из-за нее у тебя проблема с желудком”.

Этот стих не означает одобрение лекарств. Я слышал, как люди утверждают, что вино имеет медицинскую ценность, и в этом стихе Павел якобы советует принимать лекарства для желудка. Нет, из этого стиха совершенно ясно, что желудочная проблема Тимофея была связана с употреблением воды, поэтому Павел ему советует пить вино и прекратить пить воду. Он мог бы сказать также: "прекрати пить воду и пей содовую” или пей что-то еще. У них тогда не было содовой, поэтому Павел рекомендовал вино. Там не говорится, что у Тимофея было хроническое заболевание и что он от него не исцелился. Павел здесь просто говорит Тимофею: "Тимофей, прекрати пить воду, она вредно воздействует на твой желудок”.

Это все равно как если б я взял с собой в зарубежную поездку студента и наказал бы ему: "Не пей там воду из крана, пей бутылочную или газированную воду”. Вот и все, о чем здесь говорится. А люди из этого выстраивают целую доктрину, стремясь, чтобы выглядело так, будто бы Бог хочет, чтобы мы болели. Это неверное истолкование. Так нечестно поступать с Писанием.

Вот еще один отрывок из Библии. 2 Послании к Тимофею 4:20:

    "20 Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите”.

Я слышал, как люди говорили: "Видите, даже один из соратников Павла, Трофим, не исцелился. Значит, наверное, нет Божьей воли исцелить каждого”. Я не спорю с тем, что не все люди исцеляются. Но это не значит, что причина - нежелание Бога исцелить их. Не все спасены, но совершено ясно, что Бог хочет, чтобы все спаслись19. Так что только из-за того, что кто-то болен, совсем не следует, что он болеет по волей Божьей. А подтекст здесь таков: "Но ведь он путешествовал с апостолом Павлом! Если бы Бог хотел, чтобы Трофим исцелился, то он бы получил исцеление”.

Ко мне не раз люди подходили с такими заявлениями из-за того, кто-то из сотрудников нашей миссии болел, или отправлялся на операцию, или носил очки. Люди, бывало, походили ко мне и заявляли: "Почему же они тогда не исцелились? Если Божья воля исцелить, почему они не исцелены?”. Я не могу сделать так, чтобы другой человек исцелился только по моей вере. Вы не можете исцелиться только по той причине, что вы вращаетесь в обществе какого-то человека. Исцеление не приходит через осмос. Вы не "заражаетесь” исцелением. Люди должны верить. И Трофиму нужно было верить. В Писании не указывается причина, по которой он остался в Милите больным. Может, он верил в исцеление, но оно заняло какое-то время, а Павел не хотел ждать и отбыл туда, где ему нужно было быть.

Читая книгу Деяний Апостолов20, узнаем, что Трофим присоединился к Павлу в Иерусалиме, когда Апостола бросили в тюрьму. Отсюда явствует, что Трофим оправился от болезни. Он не остался в Милите. Вероятно, он верил в исцеление и получил его. Исцеление работает. И совершенно ясно, что он присоединился к Павлу позднее.

Подобные возражения совершенно недостаточны для утверждения о том, что исцеление сегодня не для нас или что это не Божья воля - исцелить всякого. Трофим исцелился.

Насколько я могу судить, будучи честным с Писанием, я разоблачил отговорки, используемые людьми для заявлений о нежелании Бога исцелить некоторых людей. Это неправда.

Я знаю, у некоторых из вас есть вопрос по поводу места из Послании к Римлянам 8:28:

    "28 Любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу”.

Бог не позволяет людям идти в ад. В каком-то смысле можете сказать, что Он это позволяет. Но это не Его воля. Он ставит заграждения на пути к погибели, но в конце концов Он дает нам выбор. Бог не контролирует нас, как пешек в шахматной игре…

Кто-то может возразить: "Но в Ветхом Завете были люди, такие, как Мариам в Книге Чисел 12, пораженные проказой. Или царь Озия21 был поражен проказой. Бог поражал людей язвой и убил 185 тысяч человек за одну ночь22. Ангел-губитель прошел через Египет и убил всех первенцев какой-то болезнью”.

Люди говорят, что Бог посылает людям болезни. Я согласен с этим. Но вы не сможете найти ни одного упоминания о том, что болезнь была благословением. Когда Мариам была поражена проказой, то до этого случая она была лидером Израиля, а после него о ней было сказано лишь, что она умерла и люди скорбели о ней. Ее служение закончилось. Это было наказание, проклятие.

Озия - царь, которого могущественным образом использовал Господь. Но после болезни Озии все выглядело так, будто бы его помазание отняли, и он постоянно страдал. Это было проклятие. Его болезнь не была благословением, она не помогла ему, а причинила боль. Людям, пораженным ангелом смерти, 185 тысячам, эта язва не принесла ничего хорошего - они все погибли. Библия использует этот случай в качестве примера. Но эта язва не являлось для них благословением.

Можно возвратиться ко Второзаконию, главе 28, там видно, что болезнь - это проклятие, а здоровье - благословение. Болезнь не является чем-то положительным. Были случая, когда Господь поражал людей проклятиями. Но в Послании к Галатам 3:13-14 говорится:

    "Христос искупил нас от клятвы23  закона, сделавшись за нас клятвою– ибо написано: проклят всяк, висящий на древе,– дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников".
Христос искупил нас от проклятия! Да, бывали случаи, когда Господь поражал людей болезнями: проказой, слепотой, как в 4 Книге Царств 1. Но болезни никогда не были благословением, а всегда были проклятием и наказанием. А в Новом Завете мы искуплены от проклятия…

Павел не был поражен Богом; действовал ангел сатаны, выступавший против него. Бог не отказывался исцелить Павла и не говорил ему примириться с этим. Нет, Бог сказал ему: "Я тебе дам силу перенести все лишения, встречающиеся на твоем пути”, ведь Он любил тех людей, преследователей, и не хотел стереть их с лица земли, чтобы остановить гонения на Павла.

Вокруг были другие Павлы, нуждавшиеся в обращении, в том, чтобы стать представителями Бога, выступающими от Его имени. Бог любил их, не хотели губить их, и поэтому Он не остановил преследование против апостола Павла. Вот что это было за жало в плоти у Павла - преследования, невзгоды, гонения, навлеченные на него сатанинским ангелом, пытавшегося побить его и удержать от того, чтобы он был превознесен и использован Богом.

Говорю вам, это мощные истины, и они согласуются со Словом Божьим. Нет Божьей воли о вас быть больным. Вам надо перестать прятаться за Павловым жалом в плоти. Вам надо прекратить иметь предубеждения и пристрастное отношение к болезням (что Бог будто бы возлагает на вас) и прекратить попытки оправдать Библией свои предубеждения. Вместо этого вам надо честно подойти к тому, о чем мы говорили.

Обратитесь к этим библейским истинам, посмотрите на контекст, справьтесь по греческому, по древнееврейскому словарю, изучите их в контексте и, уверяю вас, вы найдете доказательства истинности того, чему я учу.

Имеется религиозное предубеждение, что Бог якобы хочет, чтобы вы болели. Такая теология удобна - удобно спихнуть ответственность с себя. Из-за существования этого предубеждения люди пытаются притянуть Библию за уши и заставить ее говорить то, чего она не говорит. У Павла не было болезни, насланной на него Богом. Это неправда. Я уверен, эти истины помогут вам установить, что всегда Божья воля о вас - быть здоровым.

Комментариев нет:

Отправить комментарий